ИСТОРИЯ СТЕКЛА

          Появления стекла — важный этап в эволюционном развитии человека

Специалисты полагают, что освоение технологии производства стекла является одним из наиболее важных этапов в эволюционном развитии человека и относится к одному из самых древних и значительных изобретений человечества.

Известно, что «возраст» самой старинной стеклянной археологической находки составляет порядка 5 тысяч лет. Самым древним образцом стеклоделия считается бусина из зеленого стекла диаметром около 9 мм, обнаруженная египтологом Флиндерсом Питри. Хранится эта бусина в Берлинском Египетском музее (Egyptisches Museum und Papyrussammlung).

Бусина,  возраст которой 50 веков.

          Каменный век

Первое стекло (непрозрачное, почти черное) произвела сама природа. Образовалось оно из раскаленной лавы, вырвавшейся на поверхность земли миллионы лет назад. Такое вулканическое стекло назвали обсидианом. В каменном веке обсидиан использовался для обработки режущих инструментов.

Нож из вулканического стекла широко применялся для ритуальных и бытовых целей первобытных племен. Он являлся не просто вспомогательным инструментом и эффективным оружием, но и демонстрировал статус мужчины и олицетворял его мужество и силу.

Американец Jeaff Hall (Джефф Холл) — один из самых известных мастеров, который в качестве материала для изготовления ножа использует вулканическое стекло.

Обсидиан стал одним из первых предметов экспорта минерального сырья: изделия из него обнаружены за тысячи километров от месторождений. Существовали поселения, специализировавшиеся не только на добыче обсидиана, но и на его перепродаже.

Древнейшим считается, упоминаемый в Библии, Иерихон. Его величие покоилось на торговле обсидианом. Иерихон был своеобразным перевалочным пунктом на пути обсидиана из Малой Азии в Египет, где его использовали на всем протяжении бронзового и железного веков.

          Бронзовый век

55 000 лет назад человек научился изготавливать стекло сам. В Междуречье, одной из колыбелей евразийской цивилизации, на территории современного Ирака археологи обнаружили в районе Ашнука (на месте существования древних государств Шумер и Аккад) памятник истории и культуры — цилиндрическую печать из прозрачного стекла, возраст которой около четырёх с половиной тысяч лет.

В позднем Бронзовом веке правители наиболее могущественных государств начали применять и усовершенствовать технологии производства стекла. Рецептуры изготовления стекла тщательно оберегались и за их разглашение мастерового могли подвергнуть смертной казни.

Усовершенствование производства уже позволяло изготавливать стеклянные изделия большого размера, в частности, столовую посуду. Готовые изделия отправлялись во все концы света.

Древнеегипетская посуда

Неудивительно, что именно торговцы столовыми изделиями из стекла зачастую открывали неизведанные территории и устанавливали с местным населением политические, торгово-экономические, религиозные и общественные связи. При этом их путешествия нередко были связаны с опасностью: торговые повозки представляли собой заманчивый объект для наживы разного рода разбойников.

В других местах стеклоделие состояло в обработке заранее приготовленного стекла в виде слитков. По данным раскопок, египетские стеклоделы плавили стекло на открытых очагах в глиняных мисках. Спёкшиеся куски бросали раскалёнными в воду, где они растрескивались, и эти обломки, так называемые фритты, растирались в пыль жерновами и снова плавились.

Фриттование использовалось очень долгое время, вплоть до средневековья . Такие слитки были найдены в месте крушения Улу-бурунского корабля на территории современной Турции. Этот финикийский корабль затонул у мыса Улу-Бурун в конце XIV века до н. э., где его в 1982 году обнаружили ныряльщики. Это событие стало сенсацией в научном сообществе! Понадобилось 11 сезонов (с 1984 по 1994 годы), чтобы поднять его останки на поверхность. На корабле обнаружили 354 слитка меди общей массой 10 тонн, 40 слитков олова общей массой около тонны и 175 слитков стекла.

цветные фритты нанесение фритты
на расплавленное стекло


          Древние стеклоплавильные печи

На старых гравюрах и при археологических раскопках всегда изображены две печи — одна для предварительной плавки и другая для плавки фритт.

Необходимая температура проплавления составляет 1450 °C, а рабочая температура — 1100–1200 °С. Средневековая плавильная печь представляла собой низкий, топящийся дровами свод, где в глиняных горшках плавилось стекло. Выложенная только из камней и глинозёма, печь долго она не выдерживала, ненадолго хватало и запаса дров.

Доктору Полу Николсону удалось изготовить слиток стекла в реконструированной печи, которая была сложена по прототипу печи13 века до н. э.

          Появление хрусталя

В печах, устроенных по такому принципу, стекловарение продержалась до конца XVII века, однако недостача дров вынуждала некоторые печи, особенно в Англии, переходить на новое топливо. Михаил Петрович Свешников в книге «Тайны стекла» очень живописно описывает проблему топлива:

«Стекольным заводам нужно было много дров хороших, жарких пород — березы, сосны, бука. Поэтому такой завод обычно строили в самой гуще леса, чтобы дрова были под рукой.Но проходил год, два, и лес как будто отодвигался от завода: опушка леса уходила всё дальше и дальше, по мере того как вырубались деревья.А через шесть-семь лет оказывалось: завод стоит в поле, лес виднеется где-то далеко-далеко у горизонта. Лес отбежал от завода.

В России для охраны лесных богатств был издан специальный указ, по которому запрещалось строить винокуренные и стекольные заводы ближе, чем за 200 километров от Москвы.В нем предписывалось даже „уничтожить все хрустальные и стеклянные заводы, в двухстах верстах от Москвы отстоящие“. Указ распространялся и на Петербург.

Если так обстояло дело на нашей богатейшей лесами земле, то что можно было предпринять в такой стране, как Англия? Там уже и тогда лесов было совсем мало.

Первыми забеспокоились английские кораблестроители: им нужен был хороший лес на мачты, на корпуса судов, на всю их отделку. Мебельным мастерам также требовалась хорошая древесина.А ее с каждым годом оставалось всё меньше и меньше. Стеклоделие не только мешало другим ремеслам, но грозило вскоре уничтожить и само себя: когда весь лес будет истреблен, тогда и стекловаренные печи неизбежно погаснут…

Английское правительство решило запретить стеклоделам топить их печи дровами, — было приказано перейти на уголь; углем Англия богата. Такой строгий закон был издан в 1615 году. Однако издать закон было гораздо легче, чем заставить печи работать на угле. Чего только не делали стекловары, чтобы заставить уголь гореть! Они дробили его на мелкие кусочки, разогревали их в пламени костра, прежде чем бросить в печь, поливали уголь керосином, маслом, даже спиртом. Ничто не помогало. Углю не хватало воздуха для горения. Тяжелый дым лениво стелился в печи не желая ее покидать. Затем он медленно опускался вниз и гасил чуть тлеющий огонек.Надо было, очевидно, целиком переделать печь для того, чтобы получить сильную тягу, заставить уголь гореть жарким пламенем. Это и сделал английский стеклозаводчик Телуэлл. Он устроил широкий подземный туннель; по нему мощной струей устремлялся воздух в топку, проходил через слой горящего угля и уносился вверх».

Перейдя на уголь, стекольщики обнаружили удивительное — прозрачность выплавляемого стекла возросла. Экспериментируя с добавками, талантливый купец Георг Равенскрофт(1632–1683) потратил на создание новой формулы стекла целых семь лет. Сначала разработчик нового вида стекла получил патент на производство кристалина, и лишь в 1976 году впервые было произведено так называемое «алмазное стекло» — известный нам хрусталь. До хрусталя популярностью пользовалось тугоплавкое стекло, содержащее кремний и древесную золу. Георг Равенскрофт заменил кремний на чистый песок и ввёл свинец для запуска химической реакции — так появился хрусталь. Результатом его трудов стало появление новых направлений стекольной отрасли и основание дома стекла в Лондоне.

          Отличительные особенности хрусталя

Происхождение самого сова «хрусталь» (от греч. kristallos) объясняется просто. Именно так греки именовали кварц, не содержащий никаких примесей, идеально ровный и прозрачный, как кусочек льда.

Кварц

Чистота хрусталя зависит от добавки свинца, чем выше его процент, тем чище и дороже хрусталь. Самый дорогой содержит более 30% оксида свинца, более дешевый-от 18% до 24%.В отличие от стекла хрусталь обладает особым блеском поверхности и прозрачностью.

Используются самые различные методы обработки хрусталя. Это может быть гравировка- неглубокий матовый рисунок, огранка- широкая полированная грань, резьба- глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка т.н. «алмазная грань». Конечно, особую красоту хрусталю придаёт огранка и алмазная грань, наносимые на поверхность опытными мастерами вручную при помощи вращающихся шлифовальных кругов из синтетических алмазов. Затем следует этап химической полировки подогретыми кислотами. После такой обработки хрусталь начинает переливаться, поэтому духи, налитые в хрустальный флакон, так удивительно играют красками и светятся изнутри. К особенностям хрусталя относится и неповторимый хрустальный звон.

Работать с хрусталем не так просто, как кажется на первый взгляд. Только по прошествии многих лет к стеклодуву приходит тот бесценный опыт, который позволяет ему создавать поистине уникальные изделия, имеющие полное право называться произведениями искусства. Достичь такого мастерства суждено не всем, потому, что нужно иметь художественный талант и уметь чувствовать материал.Главная сложность заключается в том, что хрусталь быстро застывает — и тогда изменить его форму уже невозможно. Это значительно усложняет изготовление сложных изделий, над которыми работает целая бригада стеклодувов: в таких условиях главное — работать четко и слаженно, чтобы каждый выполнял свою задачу и ни в коем случае нельзя терять ни одной секунды.

Производство хрусталя — уникальная историческая технология, практически не претерпевшая изменений за более чем пять тысяч лет существования стеклоделия на Земле.

Стекло (хрусталь — его разновидность) — удивительный материал, изобретенный гением человеческого разума, который стал олицетворением красоты, роскоши и изящества. Так же, как и в доисторические времена, его основу составляют природные сырьевые материалы, смесь которых варится в специальных печах при температуре около 1500°С.Затем горячее расплавленное стекло вырабатывается вручную или с помощью стеклоформующих машин.

Теперь, когда Вы знаете, как варится хрусталь для наших парфюмерных флаконов, хочется добавить, что в изготовлении одного флакона «Ирис» было задействовано 18 мастеров высочайшего класса.

Все операции делались вручную, без применения прессовыдувных машин. Именно поэтому, невозможно в данном лимитированном выпуске найти два абсолютно одинаковых флакона.Каждый флакон неповторим!