РОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА

В 2004 году я, Людмила Губарева, побывала в музее стекольной мануфактуры «Baccarat» (Galerie-Musée Baccarat) во Франции. Для меня это была прекрасная возможность поближе познакомиться с Францией, понять историю и культуру этой страны. 

В музее «Baccarat» собраны больше тысячи изящных экспонатов. Французская сторона экспонирует предметы декора из хрусталя, изготовленные в разное время для участия в мировых выставках. Начиная с 1896 года изделия этой фабрики получают только золотые медали.


В честь 250- летнего юбилея фабрики " Baccarat" была изготовлена
серия духов "Rouce 540" (красный 540) в хрустальных флаконах.
Цифра 540 в названии обозначает температуру печи,
необходимую для получения красного цвета хрусталя.


Фужеры из цветного хрусталя

 

В зале, который именуется «Мания величия» представлены шедевры, выполненные для царей, королей, президентов, высоких политиков и знаменитостей. «Baccarat» - музей, где каждая вещь являет собой произведение искусства! Особое место в экспозиции занимают светильники и декоративные флаконы для духов. Именно великолепие форм и цветовая гамма флаконов  для духов и ароматических масел произвели на меня особое впечатление. Это состояние только усилилось, когда я узнала, что первые в мире флаконы для духов был созданы именно мастерами «Baccarat»! Первые ароматы брендов Coty, Patou, Guerlain, Dior, Versace и Lancome были представлены именно в флаконах от «Baccarat».

Мое впечатление после посещения музея было таким: несомненно ,« Baccarat »– эталон качества изделий и художественного вкуса. Особое уважение заслужил тот факт, что мастера мануфактуры бережно хранят традиции и создают стекольные шедевры для парфюмерии и по сей день.

Месяцем позже я была в командировке в городе Дятьково Брянской области. Я знала, что город славится уникальным хрустальным заводом и заводским музеем, которые успешно функционируют уже 100 лет. Завод существовал уже 45 лет, когда в 1835 году в Полный свод законов Российской Империи вошло положение о создании заводских образцовых (прототипы нынешнего музея) с гениально исчерпывающей формулировкой "...дабы быть - школой для мастеров, кладезем идей для художников и для облегчения соображения начальству". 

Музей хрусталя Дятьковского завода является уникальным явлением. В нем собрана огромная коллекция из 13 000 изделий из цветного стекла и хрусталя. К моей радости, в музее были представлены коллекции парфюмерных флаконов из цветного стекла, созданные в 50-60 годы 20 века. Эти флаконы, без сомнения, шедевры ! Сравнивать их с французскими не представляется возможным, так как это совсем другая техника исполнения. Это классические коллекции выполнены в строгих формах, которые отличаются изяществом и богатством алмазной «мальцовской» грани. Возникло горькое сожаление, когда я узнала, что уже больше полувека никто не работает в России в этом направлении. 

Мальцовская грань.

 

Именно посещение Дятьковского музея послужило началом создания  проекта «Хрустальная грань. Возрождение Российских стекольных промыслов в парфюмерии».
По правде говоря, кроме огромного желания создать парфюмерную линию в хрустальных флаконах, никаких других ресурсов не было. Позднее, за счет знакомства с талантливыми художниками и выдувальщиками стекла, собственного опыта в производстве, пришло понимание того, что в этом направлении заложен целый пласт традиций, который нужно восстанавливать и продолжать развивать.
Проект несколько раз был на грани остановки. Только благодаря моим единомышленникам: Ольге Владимировне Михейлис, Олегу Георгиевичу Михейлис, Олегу Станиславовичу Губареву проект достиг своего завершения. Благодарю вас, мои друзья-соратники.
В 2008 году, когда проект окончательно «выкристаллизовался», была создана компания «Эл Джи парфюм групп». Буквы Эл и Джи в названии обозначают первые буквы моего имени и фамилии -Ludmila Gubareva, что делает меня ответственной за каждое изделие, которое выпускается брендом.
В 2009 году была выпущена лимитированная коллекция из 200 хрустальных флаконов с притертой крышечкой.

 

Разочарование и оптимизм

Дистанция в восемь лет – достаточное время для осмысления тех изменений, которые произошли за это время в стекольной промышленности России.

Итак, небольшой экскурс в стекольную промышленность России.

К началу 1917 года в России действовало 234 стекольных завода. Из них пятнадцать заводов изготавливали флаконы для парфюмерии.

Во времена СССР уже 40 заводов производили стекло для парфюмерной продукции. В настоящее время производством стекла для парфюмерии занимаются два завода. Нужно заметить, что качество стекла, производимого на этих заводах, не всегда может сравниться с импортными образцами. Основная причина качества кроется, прежде всего, в отсутствии современного оборудования и исходных материалов.

На заводах до сих пор используют в основном устаревшие полуавтоматы, что лишает продукцию столь важной сейчас декоративности. Несмотря на всевозрастающий спрос со стороны отечественных производителей парфюмерно-косметической продукции, ситуация не меняется.

Прогресс тормозится тем обстоятельством, что купив новое оборудование, заводу нужно для покрытия затрат, получить заказ на производство флаконов миллионными тиражами, так как небольшие заказы сделают производство нерентабельным. Производители парфюмерии не видят целесообразности размещать на российских заводах такие огромные заказы, и их вполне можно понять, они знают со сколькими «подводными камнями» придется столкнуться при производстве, да и цена будет выше, чем у импортных аналогов.

Вот и получается парадоксальная особенность российского парфюмерного сообщества: лидеры, как правило, пользуются импортом. Это либо качественное европейское стекло (кризис этот сегмент закупок сжал до минимальных размеров), либо импортный ширпотреб «контейнерной отгрузки» .

По статистике заводы удовлетворяют только на 10% отечественную потребность в парфюмерно-косметической стеклотаре. Сейчас разговор идет о флаконах, которые делаются на автоматических линиях и похожи друг на друга, как братья-близнецы. О ручном выдувании здесь речь не ведется.

Прессо-выдувная линия по производству стеклянных изделий

Ручное выдувание эта статья - самая больная. В этом сегменте главным камнем преткновения является, так называемый «человеческий фактор». Рабочие утрачивают навыки. Непрофессионализм выдувальщиков и конструкторов потрясает! Но самое главное, полностью исчезает преемственность поколений, теряются традиции в работе! И это не громкие слова, а суровая действительность. Именно поэтому было затрачено пять лет (!) на то, что бы запустить в производство первую линию хрустальных флаконов и получить положительный результат.

Ручное выдувание изделия

В настоящее время на кафедре художественного стекла Государственной художественно-промышленной академии  им. С.Г. Строганова проектирование и моделирование изделий из стекла является основным предметом. Поскольку университет готовит художников, ориентированных на работу в сфере производства изделий из стекла, то знание потенциала отечественной стекольной промышленности обеспечивается ежегодной производственной практикой.
«К большому сожалению, стекольная промышленность России в наши дни переживает не лучшие времена и иногда создается впечатление, что все погибает... Но все мы надеемся, что это временное явление и упорно продолжаем готовить настоящих профессионалов», — такой вердикт выносит руководство академии.

Выдувание вазы

В то же время, небольшие компании дерзают и выпускают серии флаконов в цветном стекле и создают, без преувеличения, произведения искусства. Почему крупные фирмы не хотят участвовать в создании эксклюзивных изделий? Потому, что никто не хочет тратить силы, время, денежные ресурсы, которые долгое время будут вкладываться в заказ без получения положительного результата! В стеклоделии, как нигде, верно высказывание: «Отрицательный результат — тоже результат!». И, кстати, за отрицательный результат всегда приходится платить!

Сегодня стекольная отрасль динамично развивается только благодаря появлению небольшого слоя настоящих собственников. Их стартовый капитал — предпринимательский талант и кропотливый труд. Только эти люди, прочно встав на ноги, способны получать прибыль за счет эффективного использования собственности на практике реализуя принцип: «собственность обязывает».

Нужна помощь и защита подобного рода собственников, так как в основе их работы находится предпринимательская инициатива и честная конкуренция. Только такое отношение к профессии может послужить началом возрождения в России утерянного промысла изготовления флаконов для парфюмерии.
Благодаря работе с таким производственникам и появилась данная линейка хрустальных флаконов.